МРУО

RSS

 

«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 

» » В добрый путь!

В добрый путь!

В добрый путь! 
Как помочь первокласснику преодолеть неизбежные трудности.

Когда мы встречаем на улицах города маленьких людей  с тяжелыми ранцами за спиной, спешащих в школу, в каждом родительском сердце поднимается чувство острой нежности и сочувствия. В большом взрослом мире они кажутся особенно хрупкими, уязвимыми и одинокими.
Первого сентября они доверчиво уходят за своим первым учителем в неизведанный мир, удаляясь от взволнованных родителей.  Мама и папа, провожая их тревожным взглядом, горячо желают, чтобы этот новый мир стал для них ласковым и чудесным. Однако,  каждый из нас имеет школьный опыт,  и родительское сердце терзает тревога: «Что ждет тебя там, мой малыш?!».
И действительно, что? Попытаемся отделить рациональные родительские страхи и переживания, от нерациональных,  надуманных, предвзятых.
Адаптация (приспособление) первоклассника может длиться от полумесяца до полугода.
Легче всех прочих адаптируются дети,  хорошо подготовленные к школе. Какого ребенка можно считать готовым  обучению в школе?
Готовность к школе складывается из трех основных компонентов:
  • Физиологический       –  физическое  созревание  организма,  его   устойчивость  к  нагрузкам,   новому режиму,
  • Педагогический –  совокупность знаний, умений и навыков, которыми владеет ребенок,
  • Психологический – комплекс особенностей развития и формирования личности ребенка.
Для нас особенно интересен психологический компонент готовности, именно он является  базой, на которой будут  формироваться знания,  умения  и  навыки,  которая  позволит предотвратить  дезадаптацию ребенка  к  школе.  Он включает:
  • Зрелость психических процессов (достаточный  уровень развития восприятия,       мышления, внимания, памяти, речи и др.),
  • Эмоциональная   готовность   (развитое желание   познавать   новое,       эмоциональная устойчивость, умение контролировать импульсивность),
  • Достаточный уровень способности к волевой регуляции поведения (умение подчиняться правилам, требованиям),
  • Развитость   навыков   общения   (умение  строить новые взаимоотношения в коллективе, уступать и отстаивать свои интересы).
Оцените готовность своего ребенка по перечисленным показателям. Если развитие вашего  малыша перед поступлением в школу соответствует перечисленным критериям, можно с высокой степенью вероятности ожидать, что выраженных трудностей он не встретит. А значит, для беспокойства нет серьезных оснований. К тому же часто  успешной  адаптации  мешает  высокая тревога  родителей. Стоит  помнить, у тревожных родителей тревожные дети. Ваше спокойствие, ваша уверенность станут для ребенка прочной опорой, надежным щитом.
Если родителям трудно самостоятельно определить  общую школьную  готовность ребенка, стоит  пройти комплексное обследование у психолога и врача. Более того, даже если родители уверены в том, что ребенок достаточно созрел для обучения, все равно такое обследование целесообразно. Профессиональному взгляду могут открыться более тонкие, скрытые  признаки неблагополучия. Своевременное обращение к специалисту поможет предотвратить возможные осложнения. Предстоящий школьный период настолько важен, ответственен и труден, что для успешного его прохождения необходимо очень вдумчиво, целенаправленно и настойчиво готовить ребенка к школе.
Ученые утверждают, что нагрузки на школьника в 1 классе, сравнимы с нагрузками космонавта, работающего на орбите. Так вот, как космонавта его и надо готовить, мелочей здесь нет.
В   6-7  лет  в норме  формируются       мозговые    механизмы, которые  позволяют ребенку успешно справляться со школьной программой. Однако, по моим наблюдениям, дети,  выросшие в северных районах, созревают к школе чуть медленнее, но  к 7 годам, в целом, сравниваются со своими «южными» сверстниками.
Кроме того, если школьник  шести лет еще и плохо подготовлен, то  обучение  может накладывать на него трудно преодолимые нагрузки,  которые,  по мнению специалистов,   могут  разрушительно повлиять   на его здоровье.
К чему первокласснику предстоит адаптироваться? К тому, что, в отличие  от детского сада, они теперь не самые старшие, а наоборот, самые младшие. К тому, что основным видом деятельности отныне будет не игра, а обучение. Придется привыкнуть к многим новым людям, к новому, строгому, четкому распорядку и дисциплине, к новым   правилам и требованиям. А это очень непросто.
Итак,  ребенок,  имеющий высокий уровень готовности к школе, физически здоров, вынослив, учится с желанием, быстро и легко усваивает программный материал, может решать сложные задания, действовать самостоятельно, ответственно относится к поручениям учителя, умеет дружить. Такие дети быстро привыкают к школе, период их адаптации составляет от полумесяца до полутора месяцев.
Дети  со средним уровнем готовности, так же в целом неплохо справляются, но к школе привыкают дольше - 2-3 месяца. При этом дети довольно часто испытывают отрицательные переживания  от посещения школы, усталость сниженное настроение.
Под ударом оказываются недостаточно подготовленные к школе дети. Дети с низким уровнем готовности составляют «группу риска» для развития дезадаптации.Такие первоклассники трудно привыкают к школе,   трудно усваивают учебный материал, имеют слабый познавательный интерес, вследствие чего  испытывают коммуникативные трудности. Кроме того, такие дети утомляемы, пассивны, капризны, либо сверхподвижны, возбудимы, импульсивны.             В таком случае не стоит ожидать, что ребенок справится самостоятельно. Родители и специалисты должны объединиться для помощи школьнику.
Мама и папа для малыша - самые могущественные люди, рядом с которыми  ребенок пройдет этот сложный путь успешно. Вот лишь несколько напутствий в дорогу от заинтересованного в вас человека.
  • Помните, с начала обучения в школе, ребенок, оставаясь маленьким ребенком, начинает работать практически полный рабочий день! Он еще не зрелый, еще слабый, но должен трудиться, почти  как взрослый. Это нельзя игнорировать, нельзя не уважать.
  • Имейте терпение, ребенок пришел в школу учиться, поэтому не все у него получится сразу. Что - то потребует больших усилий и времени. Ему поможет в этом ваша уважительная уверенность в нем,  одобрение, практическая помощь.
  • Режим дня – важный фактор профилактики дезадаптации. Однако, старайтесь формировать новый школьный режим дня, отличный от режима дня дошкольника, постепенно.
  • Максимальное время для подготовки уроков – полтора часа.
  • Следите за правильной осанкой школьника, регулярно практикуйте физкультминутки, позволяйте реализовать двигательную активность. Ранец должен быть удобным и не слишком тяжелым.
  • Первый год обучения в школе не стоит совмещать с кружками и секциями.
  • Рабочее место должно быть удобным, хорошо освещенным.
  • Постепенно ограничьте просмотр телепередач и игр за компьютером.  Питание должно быть регулярным и полноценным.
  • Здоровый  сон должен составлять  не менее 9-10   часов.
  • Не игнорируйте жалобы ребенка  на самочувствие, это может быть следствием переутомления, а значит признаком дезадаптации.
  • Родителей должны насторожить признаки переутомления, сигнализирующие о дезадаптации: жалобы на самочувствие, снижение или повышение аппетита, беспокойный сон, бледность, навязчивые движения: подергивание мышц лица, нервные покашливания, раскачивание,  обкусывание ногтей, появляются запинки в речи, дневная сонливость, плаксивость и др.          
  • Сохраняйте традицию совместного отдыха, практику занятий, не имеющих прямого отношения к школе. Читайте сказки перед сном, играйте, вместе ходите в кино, в парк и т.д. У ребенка не должно сложиться впечатления, что из-за школы окончилось счастливое детство.
Ребенок успешнее справляется с трудностями, если дома царит обстановка любви, тепла,  взаимного внимания. Он скорее добьется успеха, если родители верят в него, стараются поддержать его самооценку, интересуются не только его учебными, но и прочими делами, внимательны и уважительны к его  чувствам и переживаниям. Ребенок становится инициативным,  стремится к высоким достижениям, если родители ценят его усилия, поощряют, стимулируют  к успеху, помогают. Ребенок легко заводит друзей, успешно, без потерь выходит из конфликтов, преодолевает препятствия, если родители внимательны к сообщениям ребёнка о его взаимоотношениях с одноклассниками, помогают добрым советом, защищают, поддерживают контакт с учителем и родителями других  детей. 
У ребенка будет хорошее настроение на протяжении всего дня, если его разбудят в школу ласково,  без понуканий и спешки, правильно рассчитав время, если он будет уверен, что никогда не останется со своими трудностями один на один.
       Желаю терпения и мудрости родителям первоклассников!
В добрый путь, малыш! Пусть на длинном и нелегком пути, на который ты вступаешь, ждут тебя чудесные открытия и приключения.  Пусть трудности будут преодолимы, победы радостны, пусть они помогут тебе стать сильным, уверенным, самостоятельным. Пусть тебя сопровождают умные и добрые взрослые, миролюбивые и веселые ровесники!

Инесса Щербань,
заместитель директора  ЦПМСС «ДОВЕРИЕ»


Просмотры: 2 306 Комментарии (0)
  • Комментарий
  • Вконтакте
  • Facebook
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

{sapelinks}

Портал образовательных услуг
Прием документов в детский сад
Совещание
Навигатор ДО
Итоговая аттестация
Независимая оценка
Информационная безопасность
Фестиваль открытых уроков
«JUNIORSKILLS»
Профилактика
Прием в 1 класс
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
Безопасность жизнедеятельности
«Урок на всю жизнь»
resurs.mruo.ru
Поздравляем!

Праздники России

Архив новостей
Ноябрь 2018 (11)
Октябрь 2018 (17)
Сентябрь 2018 (7)
Август 2018 (5)
Июль 2018 (8)
Июнь 2018 (9)
Партнёры:





Администрация МО "Мирнинский район"


]]>

]]>
Карта сайта

Полезные ссылки



Новости образования

НАШ ХОСТИНГ

©  МРУО 2011 год
МИРНИНСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ