МРУО

RSS
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

» » В добрый путь!

В добрый путь!

В добрый путь! 
Как помочь первокласснику преодолеть неизбежные трудности.

Когда мы встречаем на улицах города маленьких людей  с тяжелыми ранцами за спиной, спешащих в школу, в каждом родительском сердце поднимается чувство острой нежности и сочувствия. В большом взрослом мире они кажутся особенно хрупкими, уязвимыми и одинокими.
Первого сентября они доверчиво уходят за своим первым учителем в неизведанный мир, удаляясь от взволнованных родителей.  Мама и папа, провожая их тревожным взглядом, горячо желают, чтобы этот новый мир стал для них ласковым и чудесным. Однако,  каждый из нас имеет школьный опыт,  и родительское сердце терзает тревога: «Что ждет тебя там, мой малыш?!».
И действительно, что? Попытаемся отделить рациональные родительские страхи и переживания, от нерациональных,  надуманных, предвзятых.
Адаптация (приспособление) первоклассника может длиться от полумесяца до полугода.
Легче всех прочих адаптируются дети,  хорошо подготовленные к школе. Какого ребенка можно считать готовым  обучению в школе?
Готовность к школе складывается из трех основных компонентов:
  • Физиологический       –  физическое  созревание  организма,  его   устойчивость  к  нагрузкам,   новому режиму,
  • Педагогический –  совокупность знаний, умений и навыков, которыми владеет ребенок,
  • Психологический – комплекс особенностей развития и формирования личности ребенка.
Для нас особенно интересен психологический компонент готовности, именно он является  базой, на которой будут  формироваться знания,  умения  и  навыки,  которая  позволит предотвратить  дезадаптацию ребенка  к  школе.  Он включает:
  • Зрелость психических процессов (достаточный  уровень развития восприятия,       мышления, внимания, памяти, речи и др.),
  • Эмоциональная   готовность   (развитое желание   познавать   новое,       эмоциональная устойчивость, умение контролировать импульсивность),
  • Достаточный уровень способности к волевой регуляции поведения (умение подчиняться правилам, требованиям),
  • Развитость   навыков   общения   (умение  строить новые взаимоотношения в коллективе, уступать и отстаивать свои интересы).
Оцените готовность своего ребенка по перечисленным показателям. Если развитие вашего  малыша перед поступлением в школу соответствует перечисленным критериям, можно с высокой степенью вероятности ожидать, что выраженных трудностей он не встретит. А значит, для беспокойства нет серьезных оснований. К тому же часто  успешной  адаптации  мешает  высокая тревога  родителей. Стоит  помнить, у тревожных родителей тревожные дети. Ваше спокойствие, ваша уверенность станут для ребенка прочной опорой, надежным щитом.
Если родителям трудно самостоятельно определить  общую школьную  готовность ребенка, стоит  пройти комплексное обследование у психолога и врача. Более того, даже если родители уверены в том, что ребенок достаточно созрел для обучения, все равно такое обследование целесообразно. Профессиональному взгляду могут открыться более тонкие, скрытые  признаки неблагополучия. Своевременное обращение к специалисту поможет предотвратить возможные осложнения. Предстоящий школьный период настолько важен, ответственен и труден, что для успешного его прохождения необходимо очень вдумчиво, целенаправленно и настойчиво готовить ребенка к школе.
Ученые утверждают, что нагрузки на школьника в 1 классе, сравнимы с нагрузками космонавта, работающего на орбите. Так вот, как космонавта его и надо готовить, мелочей здесь нет.
В   6-7  лет  в норме  формируются       мозговые    механизмы, которые  позволяют ребенку успешно справляться со школьной программой. Однако, по моим наблюдениям, дети,  выросшие в северных районах, созревают к школе чуть медленнее, но  к 7 годам, в целом, сравниваются со своими «южными» сверстниками.
Кроме того, если школьник  шести лет еще и плохо подготовлен, то  обучение  может накладывать на него трудно преодолимые нагрузки,  которые,  по мнению специалистов,   могут  разрушительно повлиять   на его здоровье.
К чему первокласснику предстоит адаптироваться? К тому, что, в отличие  от детского сада, они теперь не самые старшие, а наоборот, самые младшие. К тому, что основным видом деятельности отныне будет не игра, а обучение. Придется привыкнуть к многим новым людям, к новому, строгому, четкому распорядку и дисциплине, к новым   правилам и требованиям. А это очень непросто.
Итак,  ребенок,  имеющий высокий уровень готовности к школе, физически здоров, вынослив, учится с желанием, быстро и легко усваивает программный материал, может решать сложные задания, действовать самостоятельно, ответственно относится к поручениям учителя, умеет дружить. Такие дети быстро привыкают к школе, период их адаптации составляет от полумесяца до полутора месяцев.
Дети  со средним уровнем готовности, так же в целом неплохо справляются, но к школе привыкают дольше - 2-3 месяца. При этом дети довольно часто испытывают отрицательные переживания  от посещения школы, усталость сниженное настроение.
Под ударом оказываются недостаточно подготовленные к школе дети. Дети с низким уровнем готовности составляют «группу риска» для развития дезадаптации.Такие первоклассники трудно привыкают к школе,   трудно усваивают учебный материал, имеют слабый познавательный интерес, вследствие чего  испытывают коммуникативные трудности. Кроме того, такие дети утомляемы, пассивны, капризны, либо сверхподвижны, возбудимы, импульсивны.             В таком случае не стоит ожидать, что ребенок справится самостоятельно. Родители и специалисты должны объединиться для помощи школьнику.
Мама и папа для малыша - самые могущественные люди, рядом с которыми  ребенок пройдет этот сложный путь успешно. Вот лишь несколько напутствий в дорогу от заинтересованного в вас человека.
  • Помните, с начала обучения в школе, ребенок, оставаясь маленьким ребенком, начинает работать практически полный рабочий день! Он еще не зрелый, еще слабый, но должен трудиться, почти  как взрослый. Это нельзя игнорировать, нельзя не уважать.
  • Имейте терпение, ребенок пришел в школу учиться, поэтому не все у него получится сразу. Что - то потребует больших усилий и времени. Ему поможет в этом ваша уважительная уверенность в нем,  одобрение, практическая помощь.
  • Режим дня – важный фактор профилактики дезадаптации. Однако, старайтесь формировать новый школьный режим дня, отличный от режима дня дошкольника, постепенно.
  • Максимальное время для подготовки уроков – полтора часа.
  • Следите за правильной осанкой школьника, регулярно практикуйте физкультминутки, позволяйте реализовать двигательную активность. Ранец должен быть удобным и не слишком тяжелым.
  • Первый год обучения в школе не стоит совмещать с кружками и секциями.
  • Рабочее место должно быть удобным, хорошо освещенным.
  • Постепенно ограничьте просмотр телепередач и игр за компьютером.  Питание должно быть регулярным и полноценным.
  • Здоровый  сон должен составлять  не менее 9-10   часов.
  • Не игнорируйте жалобы ребенка  на самочувствие, это может быть следствием переутомления, а значит признаком дезадаптации.
  • Родителей должны насторожить признаки переутомления, сигнализирующие о дезадаптации: жалобы на самочувствие, снижение или повышение аппетита, беспокойный сон, бледность, навязчивые движения: подергивание мышц лица, нервные покашливания, раскачивание,  обкусывание ногтей, появляются запинки в речи, дневная сонливость, плаксивость и др.          
  • Сохраняйте традицию совместного отдыха, практику занятий, не имеющих прямого отношения к школе. Читайте сказки перед сном, играйте, вместе ходите в кино, в парк и т.д. У ребенка не должно сложиться впечатления, что из-за школы окончилось счастливое детство.
Ребенок успешнее справляется с трудностями, если дома царит обстановка любви, тепла,  взаимного внимания. Он скорее добьется успеха, если родители верят в него, стараются поддержать его самооценку, интересуются не только его учебными, но и прочими делами, внимательны и уважительны к его  чувствам и переживаниям. Ребенок становится инициативным,  стремится к высоким достижениям, если родители ценят его усилия, поощряют, стимулируют  к успеху, помогают. Ребенок легко заводит друзей, успешно, без потерь выходит из конфликтов, преодолевает препятствия, если родители внимательны к сообщениям ребёнка о его взаимоотношениях с одноклассниками, помогают добрым советом, защищают, поддерживают контакт с учителем и родителями других  детей. 
У ребенка будет хорошее настроение на протяжении всего дня, если его разбудят в школу ласково,  без понуканий и спешки, правильно рассчитав время, если он будет уверен, что никогда не останется со своими трудностями один на один.
       Желаю терпения и мудрости родителям первоклассников!
В добрый путь, малыш! Пусть на длинном и нелегком пути, на который ты вступаешь, ждут тебя чудесные открытия и приключения.  Пусть трудности будут преодолимы, победы радостны, пусть они помогут тебе стать сильным, уверенным, самостоятельным. Пусть тебя сопровождают умные и добрые взрослые, миролюбивые и веселые ровесники!

Инесса Щербань,
заместитель директора  ЦПМСС «ДОВЕРИЕ»


Просмотры: 3 346 Комментарии (0)
  • Комментарий
  • Вконтакте
  • Facebook


Итоговая аттестация
Информационная безопасность
Поздравляем!

Праздники России

Архив новостей
Апрель 2024 (24)
Март 2024 (55)
Февраль 2024 (39)
Январь 2024 (26)
Декабрь 2023 (24)
Ноябрь 2023 (38)
Партнёры:



Администрация МО "Мирнинский район"


]]>

]]>
Карта сайта


Полезные ссылки



Новости образования

-->
©  МРУО 2011 год   МИРНИНСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

678171, Республика Саха (Якутия), г. Мирный, ул.Солдатова, 4а. Тел.:+7(411-36)4-54-60, факс:+7(411-36)4-50-73 mruo@mruo.ru