МРУО

RSS
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

» » Работа с детьми с ОВЗ средствами дополнительного образования

Работа с детьми с ОВЗ средствами дополнительного образования

В настоящее время особое внимание уделяется предоставлению детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) равных прав наравне со здоровыми сверстниками, в том числе права на образование.
Центр дополнительного образования «Надежда» - это образовательное учреждение, в основу которого положен принцип многопрофильности. Этому принципу отвечает  и неоднородный состав контингента воспитанников. Это обязывает наше учреждение предоставить своим ученикам разно уровневые, вариативные программы. Опыт обучения и воспитания детей с ОВЗ в нашем Центре еще небольшой. Целью воспитания и обучения таких детей является социокультурная реабилитация средствами творческой деятельности, обеспечивающая включение детей с ОВЗ в социум.
Формы работы нашего учреждения с детьми с ОВЗ разнообразны: это проведение традиционных занятий, подготовка к конкурсным мероприятиям и фестивалям, а также это подготовка волонтеров для работы с детьми с ОВЗ.
Следует отметить, что обязательным условием успешного включения детей с ОВЗ в программы дополнительного образования является мастерство педагогов. Именно педагог формирует у детей с ОВЗ способности к усвоению учебного материала,  определяемого дополнительной образовательной программой, стимулирует к достижению высоких результатов. С помощью педагога между всеми участниками образовательного процесса выстраиваются доброжелательные отношения, нацеленные на одно общее дело.
Сегодня Центр посещают и успешно осваивают общеразвивающие программы дополнительного образования  10  детей инвалидов и 4 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Педагоги Центра в своей деятельности опираются на разно уровневые вариативные обучающие программы, позволившие им достаточно успешно работать с любыми категориями воспитанников: от одаренных  детей до ребят инвалидов и детей с ОВЗ.
- техническое направление- объединения  «Робототехника», «ЛегоРоботы», «Робот и я»:
- Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника»,
- Дополнительная общеразвивающая программа «ЛегоРоботы»,
- Дополнительная общеразвивающая программа «Робот и Я»
Программы предназначены для обучения детей 8-12 лет, включая детей с ОВЗ.
С 2015 года по настоящее время эти объединения посещают дети с ОВЗ , диагноз: врожденная гидроцефалия и умственная отсталость. Эти дети обучаются в группах с детьми своего возраста.  На занятиях используется робототехнический комплекс LEGO Mindstorms EV3 и ПК для управления и программирования роботов.
Конструирование и программирование проводится в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову и руки, при этом работают оба полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия, каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых ребенок рассказывает о своём проекте, что способствует развитию речи и умению публичных выступлений.
Безусловно, внедрение робототехники и конструкторов для детей с ОВЗ имеет преимущества.
- Активизация творческих способностей у детей, имеющих какие-либо ограничения.
- Предоставление одинаковых возможностей для освоения инновационных технологий, например, программирования или моделирования.
- Формирование коммуникативных навыков и поэтапное пополнение словарного запаса.
- Развитие собственных профессиональных навыков у детей с ОВЗ, возможность определения будущей специальности.
В процессе реализации ребенок учится конструировать постепенно, шаг за шагом. Такое обучение позволяет ему продвигаться вперед в собственном индивидуальном темпе, стимулирует желание учиться и решать новые более сложные задачи. Любой признанный и оцененный успех приводит к тому, что ребенок становится более уверенным в себе.
Робототехническое конструирование является продуктивным методом формирования творческой, разносторонне развитой личности, позволяет включать детей с ограниченными возможностями здоровья в социально значимую деятельность, способствует их самореализации. За это время детьми были достигнуты определенные успехи:
- Международный творческий конкурс для детей с ОВЗ «Моя дружная семья» - диплом I степени (ребенок с диагнозом врожденная гидроцефалия)
- Региональный конкурс «Базовые национальные ценности» - диплом I степени (ребенок с диагнозом врожденная гидроцефалия)
- художественное направление - объединение «Песочный калейдоскоп». Проводятся занятия по адаптированной программе для детей с  ОВЗ:
- «Индивидуальная программа «Песочный калейдоскоп»
Программа предназначена для детей 7-13 лет. С сентября 2018 года по этой программе занимаются дети с диагнозами:
- органическое поражение ЦНС. Стойкая социальная дезадоптация. Задержка психоречевого развития;
- детский церебральный паралич.
По своей направленности эта программа является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет художественные  направления: аква-анимация (рисование на воде), песочная анимация и рисование. Продолжительность занятия: 1 ч (45мин.) – одно направление. Направления  чередуются между собой. Занятия проходят один раз в неделю.
Назначение программы помочь ребенку с ОВЗ развить познавательную активность, любознательность; сформировать правильное отношение к объектам и предметам окружающего мира; освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, художественные, двигательные умения; развить детскую самостоятельность и пробудить стремление к творчеству.
Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования-акваанимация и рисование песком.
Занятия стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Наряду с развитием тактильной чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.
Без особого труда  дети, могут создавать шедевры, просто проведя палочкой по каплям краски на воде. Особый восторг возникает у детей, когда они узнают о том, что рисунок можно перенести на бумагу, и он останется  им на память. Акваанимация и песочная анимация способствуют развитию мелкой моторики рук, а также тренирует мышцы кисти руки, готовит руку к письму, увлекают и приносят массу положительных эмоций, что имеет огромное значение в работе с особыми детьми. Необычные техники рисования помогают преодолеть боязнь показаться неумелым, смешным, справиться с негативными переживаниями, внутренними трудностями.
За короткое время обучения у детей наблюдается положительная динамика в развитии воображения, фантазии, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.
- художественное направление - объединение «Веселые ладошки». С сентября 2018 года реализуется индивидуальная адаптированная программа с ребенком ОВЗ. Данная программа предназначена для ребенка  4 лет с диагнозом - спастический церебральный паралич – ДЦП, спастический тетрапарез. Задержка моторного, речевого развития.)
На занятиях используются следующие приемы:
- игра, упражнения и различные виды продуктивной деятельности:
- игры и упражнения с мелкими предметами (мозаика, крупы, мелкие игрушки, пуговицы, бусины, прищепки, шнуровки и др.);
- игры с водой; 
- рисование (пальчиками, ладошками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание);
- аппликация (бумага, картон разные техники),
- лепка (пластилин, тесто).
Педагогический коллектив Центра старается создать максимально-благоприятные условия для социализации личности ребёнка с ОВЗ. Педагогам важно не только научить ребёнка какому-нибудь делу, ремеслу, но и помочь ему в том, чтобы эти знания пригодились ему в дальнейшей жизни, а возможно, стали его профессией.
В качестве ожидаемых результатов социальной адаптации детей с ОВЗ в процессе дополнительного образования рассматриваются: повышение качества жизни, преодоление негативного отношения как к обществу, так и к самим лицам с ОВЗ; повышение уровня социального доверия в обществе и социальная адаптация детей с ОВЗ на разных возрастных этапах, внедрение в общественное сознание успешных примеров практического применения принципов толерантного и безбарьерного отношения к лицам с ОВЗ.
Дополнительное образование позволяет, во-первых, иметь возможность свободного личностного выбора деятельности, определяющей индивидуальное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, во-вторых, обеспечивает вариативность содержания и форм организации образовательного процесса, учитывающих индивидуальные особенности обучающихся.
методист Центра Бордачева Марина Викторовна



Просмотры: 3 375 Комментарии (0)
  • Комментарий
  • Вконтакте
  • Facebook


Итоговая аттестация
Информационная безопасность
Поздравляем!

Праздники России

Архив новостей
Апрель 2024 (24)
Март 2024 (55)
Февраль 2024 (39)
Январь 2024 (26)
Декабрь 2023 (24)
Ноябрь 2023 (38)
Партнёры:



Администрация МО "Мирнинский район"


]]>

]]>
Карта сайта


Полезные ссылки



Новости образования

-->
©  МРУО 2011 год   МИРНИНСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

678171, Республика Саха (Якутия), г. Мирный, ул.Солдатова, 4а. Тел.:+7(411-36)4-54-60, факс:+7(411-36)4-50-73 mruo@mruo.ru