Пеньковская Л.Н.,
заместитель директора по ВР
МБОУ «СОШ № 24» г. Удачный
Военно-патриотический
клуб «Альтаир»
В современном
мире наблюдается явное оскудение духовно-нравственного потенциала молодежи. У
молодого поколения теряется ощущение Родины, как ценности, снижается интерес к
военной службе. В МБОУ «СОШ№24» организован ВПК «Альтаир», имени героя
Советского Союза Колбунова Владимира Акимовича (1911-1998)
В основу
программы клуба «Альтаир» были
положены следующие документы: «Концепция патриотического воспитания граждан
Российской Федерации», Государственная Программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации»
Возрождение
Отечества, успешное решение задачи создания в России демократического
государства, в первую очередь, зависит от формирования и развития у
подрастающего поколения гражданского демократического сознания, чувства гордости за свой народ,
интереса к истории родного края.
Военно-патриотическое воспитание
приобретает в последнее время особое значение. Этот вопрос наиболее остро
звучит в современных условиях всеобщего социально-экономического кризиса,
охватившего все стороны жизни российского общества. Рост преступности и
наркомании, индивидуализм, меркантильность, неуважение к обществу, семье,
коллективу, забвение традиций российского народа, незнание истории Великой
нации - все эти негативные качества современной молодежи, возникли не сами по
себе, а в результате бездумного разрушения системы гражданского, правового
воспитания некогда существовавшей в нашей стране.
Основная цель создания военно -
патриотического клуба - участие в реализации государственной политики, военно-
патриотическое и гражданское воспитание детей и молодежи.
Основные
приоритеты, которые ставит перед собой ВПК «Альтаир», отражают два основных
направления, в которых разворачивается процесс социализации.
Первое направление – формирование
социально-психологических качеств личности, то есть, тех уникальных свойств, которыми обладает лишь человек и лишь
благодаря тому, что рождается и развивается в человеческом обществе. Как уже
было отмечено, к социально-психологическим качествам относятся жизненные цели и
мотивы, определенные потребности, система ценностей, самосознание личности и
т.д.
Второе направление – овладение конкретными навыками
общения и взаимодействия с людьми, построения отношений, участия в общественной
жизни. Оба направления тесным образом
взаимосвязаны и их выделение является, скорее, условным, поскольку формирование
личности происходит в процессе овладения социально-психологическими навыками.
Первому
направлению соответствует та часть работы клуба, которая направлена на
приобщение ребенка к культурным, общественным, духовным ценностям, на раскрытие
его творческого и общественного потенциала. В связи с этим направлением работы
можно обозначить следующие задачи:
1.Включение детей в состав группы с гражданскими ценностями и нормами поведения,
заданными в виде правил и критериев
оценки поведения, методов воспитания, используемой символики, примеров взрослых
с целью усвоения участниками группы этих норм и ценностей.
2.Проведение культурно-просветительской работы в соответствии с военно-патриотической
направленностью клуба.
3.Включение детей в активную, творческую деятельность, а также поощрение
творческого подхода к любой деятельности, внимание к индивидуальным
способностям и возможностям ребенка.
4.Организация совместной деятельности таким образом, чтобы смысл ее стал
личностно значимым для участников, а вклад в общее дело мог служить критерием
самооценки.
Другой, не менее важный комплекс задач,
нацелен на организацию взаимодействия с взрослыми и другими детьми на основе
общей коллективной деятельности. К данному комплексу относятся такие задачи:
1.Приобщить детей к опыту построения личных отношений на основании участия в
совместной деятельности.
2.Приобщить детей к опыту существования во временном детском коллективе (группа
высокого уровня развития), позволяющему освоить и закрепить новый групповой
статус, новую роль, выработать определенную социальную интуицию.
3.Способствовать выработке навыков более эффективного общения при решении
общегрупповых задач.
4.Способствовать овладению и закреплению навыков более глубокого тематического
личного общения.
5.Способствовать развитию навыков адекватного восприятия партнера по
взаимодействию (эмпатии, идентификации, рефлексии).
Достижение цели
осуществляется путем решения следующих задач:
- изучения
истории и культуры Отечества и родного края;
- воспитания
чувства патриотизма, формирования у подрастающего поколения чувства верности
Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;
- передачи и
развития лучших традиций российского воинства;
-противодействия проявлениям политического и
религиозного экстремизма в молодежной среде;
- физического
развития молодежи и детей, повышения привлекательности здорового образа жизни;
- участия в
подготовке граждан к военной службе, популяризации работы в органах внутренних
дел.
Планируется проведение занятий по следующим
дисциплинам: патриотическое воспитание, основы правовых знаний, огневая,
техническая, строевая и физическая подготовка, основы военной топографии,
гражданская оборона и т.п.
Ресурсы
реализации:
Использование
материально-технической базы МБОУ «СОШ № 24»
-спортивный зал;
- бассейн;
-актовый зал;
- полоса препятствий;
-тренажерный зал;
-спортивный зал;
- бассейн;
-актовый зал;
- полоса препятствий;
-тренажерный зал;
Военно-патриотическое
воспитание клуба «Альтаир» ведется по шести направлениям:
1.Военно-спортивное
направление: проведение конкурса песни и строя ( 23 февраля-5-11, 9 мая
-1-4 классы), отряд юных инспекторов дорожного движения, военно-спортивная игра
«Зарница», спортивные секции.
2. Духовно-нравственное направление:
объединение «Духовно-нравственное возрождение России», вовлечение в совместную работу классных
руководителей, родителей для организации тематических часов общения «Воспитание
детей и молодежи через нравственные ценности и культуру», экскурсии.
3.
Историко-познавательное
направление: история школы,
разработка и проведение мероприятий пол краеведению, проведение походов.
4. Художественно-эстетическое направление:
пропагандирует соблюдение правил этики, развитие творческого потенциала.
5.
Интеллектуальное направление: академия развития талантов
(научно-практические конференции и интеллектуальные игры).
6. Социально-
гуманитарное направление:
военно-патриотическая игра «Зарница», соревнования
школы выживания, Вахта Памяти.
Патриотическое воспитание призвано обеспечить:
глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении
Отчеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований
военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения
функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств,
свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в
рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.