С 2014 года в детско-юношеской спортивной школе открылось отделение «Адаптивная физическая культура» для детей и подростков с разными диагнозами, в группах с учетом возрастных особенностей и нарушений в развитии.
Немногие до сих пор знают термин «Адаптивная физическая культура». Он появился в России в 1995 году, когда в Санкт-Петербургском государственном университете физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, была создана первая в России кафедра «Теории и методики адаптивной физической культуры». Если лечебная физическая культура - это метод лечения и средство реабилитации, то адаптивная физическая культура - это скорее средство реабилитации и социализации, которое подразумевает физическое воспитание для людей с инвалидностью и отклонениями в состоянии здоровья.
Адаптивная физкультура (АФК) - это часть физической культуры, предназначенная для людей с нарушениями функций вследствие заболеваний, травм или врожденных дефектов, направленная на стимуляцию позитивных реакций организма и формирование необходимых двигательных умений, навыков, физических качеств и способностей.
Для людей с инвалидностью и отклонениями в состоянии здоровья АФК - один из способов «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести новых друзей, получить возможность общения, полноценных эмоций, познания мира, испытать чувство радости, полноты жизни. На занятиях АФК формируются элементарные двигательные функции, выполняемые совместно с тренером-преподавателем, по подражанию его действиям, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности движений во время занятий физической культурой.
В основу занятий положена система простейших физических упражнений образовательной направленности - выработка жизненно необходимых двигательных умений и навыков; коррекционно-развивающей направленности - коррекция дефектов физического развития и моторики; оздоровительной направленности - для профилактики осанки и плоскостопия, укрепление всего организма. Целенаправленно подобранные подвижные игры, эстафеты, игровые задания развивают мелкую моторику, координацию движений, точность и другие, физические и интеллектуальные способности обучающихся, оказывая положительное влияние на психическое и физическое состояние. Все упражнения и подвижные игры подбираются с учетом возрастных особенностей и нарушения в развитии ребенка.
Систематические занятия адаптивной физической культурой обеспечивают устойчивый интерес к физической культуре, оказывают общеукрепляющее воздействие на организм, формируют осознанное отношение к своему здоровью и мотивацию к здоровому образу жизни.
Портнягина Туйаара Тимофеевна – тренер-преподаватель АФК
МАУ ДО «ДЮСШ» МО «Мирнинский район».
МАУ ДО «ДЮСШ» МО «Мирнинский район».