Отчёт о проведении районного семинара «Создание цифрового образовательного ресурса как необходимое условие повышения профессиональной компетентности учителя и обеспечения качества образования» в МОУ СОШ №5, п.Айхал, Мирнинского района.
Уровень усвоения и применения новых информационных технологий является одним из показателей образовательной состоятельности школы и фактически элементом её современного имиджа, повседневным вопросом менеджмента. А для педагогов умение создавать, а главное использовать информационные ресурсы является основополагающим приоритетом нового стиля работы. С целью получения практических навыков создания, апробации новых цифровых образовательных ресурсов как средства обеспечения качества образования собрались представители педагогической общественности п.Айхал 18 декабря 2010 г. на базе СОШ№5.
В работе семинара-практикума «Создание цифрового образовательного ресурса как необходимое условие повышения профессиональной компетентности учителя и обеспечения качества образования» приняли участие 52 педагога, среди которых были не только педагоги школы №5, но и коллеги из школы №23 и ЦДОД «Надежда».
Открыла семинар зам. директора по УМР и ИКТ Плотникова Н.А. В своём докладе «Информационная среда как средство формирования предметных компетенций» Наталья Анатольевна подвела итоги реализации Программы информатизации, принятой в 2007году. Информационная среда, созданная в школе – это педагогически и технически организованная сфера информационного взаимодействия участников образовательного процесса, система, включающая:
- материально-технические, информационные и кадровые ресурсы;
- обеспечение автоматизации управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен;
- наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.
Информационное пространство школы начали строить в 2006 году, когда появились компьютеры не только в кабинете информатики, но и в кабинетах заместителей директора, предметных. В 2007 году компьютерный парк школы насчитывал 32 машины. Сегодня мы можем наблюдать стабильную динамику роста до 67 машин. Рабочих мест с выходом в Интернет увеличилось с 1 до 35, оснащённость ПК в кабинетах выросла с 2 до 36. Налажен электронный документооборот административно-управленческого аппарата, установлена программа «Школьный офис», систематически пополняется школьная медиатека, растёт число электронных ресурсов, созданных педагогами. Модернизация технической базы школы отражается в положительной динамике в использовании информационно-коммуникационных технологий до 60 %. Положительно отражается количество педагогов, повысивших квалификацию и имеющих публикации по результатам инновационной и экспериментальной деятельности.
Подводя итоги Программы информатизации, Плотникова Н.А. предложила для ознакомления и обсуждения проект «Развитая информационная среда», который станет продолжением развития и поддержки информатизации школы. Цель проекта: создание условий, обеспечивающих эффективное применение информационно-коммуникационных технологий во всем образовательном процессе, направленных на развитие предметных компетенций.
Пленарную часть продолжили выступления представителей предметных МО:
1. Калугина Т.В., учитель русского языка и литературы по теме «Использование электронных тренажёров на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции»
2. Померко Т.М., учитель начальных классов, «Возможности использования ЦОР в начальной школе»
3. Руденко Л.Д., учитель географии, «Использование ЭОР в преподавании географии Якутии»
Затем участникам семинара была предложена работа на практике в мастер– классах, которые провели педагоги школы:
- Кузнецова Л.А., учитель математики, Ковалёва Т.М., учитель математики «Возможности УМК «Живая Математика»
- Гостева Н.В., учитель начальных классов «Создание электронных тестов на основе шаблона Д.Смирнова»
- Плотникова Н.А., учитель русского языка и литературы «Создание электронного словаря»
- Портнова Т.Е., учитель информатики «Создание тестов в тестовой оболочке»
- Лыкова С.В., учитель начальных классов, Кузнецова Т.А., библиотекарь «Создание поздравительной открытки на уроке технологии»
По итогам мастер-классов каждой рабочей группой был представлен созданный электронный методический продукт: интерактивный тест, электронный словарь, чертёж в программе «Живая математика» и др. Педагог-психолог Нагаева Е.С. выступила с сообщением «Взгляд психолога на использование ЦОР в школе». Елена Сергеевна, отмечая положительные стороны использования ИКТ в работе: наглядность, доступность, сокращение временных затрат на подготовку наглядности, эстетичность и др., предложила вниманию слушателей рекомендации по оформлению дизайна презентаций, т.к. этот критерий оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых. Поэтому дизайн интерфейса обучающей среды должен разрабатываться продуманно. Рекомендации были оформлены в виде памяток и предложены слушателям в качестве раздаточного материала.
В течение семинара в холле третьего этажа работала выставка электронных образовательных ресурсов в работе учителя-предметника. Методические объединения представили цифровые ресурсы и педагогические измерители, используемые в учебно-воспитательном процессе.
В качестве рефлексии участникам был представлен видеоролик из фотозарисовок, созданный Гостевой Н.В. и Нагаевой Н.В. в течение семинара в программе Movie-Maker. Педагоги смогли заочно ознакомиться с работой всех мастер-классов.
Анализируя деятельность участников семинара в ходе рефлексии, представители педагогической общественности посёлка отмели практическую направленность и эффективность работы семинара, выразив желание осуществлять данную форму работы в системе, т.к. методический опыт использования ЦОР действительно богат, а информационная культура учителя подразумевает не только знание ИТ и умение их применять в своей профессиональной деятельности, но и умение рационально организовать работу учащихся по использованию этих технологий в учебном процессе с целью формирования предметных компетенций.
Зам. директора по УМР и ИКТ Плотникова Н.А.