Наш район расположен в западной части Мирнинского района в зоне разнотравно-злаковых. В теплое время года здесь буйство растительности: весна-начало лета — разнотравью лугов может позавидовать любой ботаник, по берегам 2 речек (Ботуобуйа, Тас-Юрях)
Наиболее полно познакомить учеников с природой малой родины представляется только в период летних каникул. Именно лето благотворная пора и для педагогов, и для учащихся: предостаточно времени для непосредственного изучения, ознакомления учащихся с природой родного края, организации дел по сохранению природы.
Выбирая форму активного экологического образования мы остановили свой выбор на лагере с дневным пребыванием детей. Это наиболее удачная форма в наших условиях, когда на базе школы для учащихся организуется разнообразная деятельность. Обстановка лагерной жизни (хотя только и с дневным пребыванием), его режим располагает к путешествиям, походам, экскурсиям и к тому же это эффективная форма социализации детей.
Оставалось только наложить содержательный компонент профильного плана на уже отлаженную годами систему лагеря с дневным пребыванием детей.
Используя данную форму работы с детьми, мы преследовали несколько целей: это и занятость учащихся в каникулярное время, и оздоровление, и организация системы экологического образования в летнее каникулярное время, и влияние на эмоциональную сферу учеников.
Началу работы лагеря предшествовала большая подготовительная деятельность: был подготовлен нормативно-правовой материал, разработана программа экологической смены, проработан подробно план, достигнута договоренность о сотрудничестве с ИБПК СО РАН, сельским домом культуры.
Итак, в июне 2022 г на базе МКОУ «СОШ №9 им.Р.В.Лонкунова» открылась профильная смена лагеря с дневным пребыванием детей «Сарыал». Работу с отрядом детей из 25 человек осуществляла Кычкина С.А., учитель начальных классов.
Надолго останется в памяти участников смены эколого-краеведческий поход, где ребята узнали много интересного из истории нашего края, пополнили знания по использованию встречающихся на маршруте растений в народной медицине и хозяйстве: например, крапива — содержит много витаминов и очень полезна в весенний период и именно весной — это первое зеленое растение, из которого готовят витаминные щи.
В течение смены ребята ухаживали за цветниками у школы, занимались благоустройством школьного двора, поливали огород. Школа выращивает огурцы, помидоры, баклажаны, кабачки, арбуз, морковь, свеклу, лук, редис. Дети ухаживали за ними.
Воспитанники лагеря охотно участвовали в Акции «125 добрых дел», посвященной 125-летию с.Тас-Юрях Мирнинского района: «Добрые крышки», собрали 1500 одуванчиков для изготовления мёда и вручили сельской администрации, изготовили салама для Ысыах села, собрали и сдали сельской администрации 25 баночек для мёда.
Экологическая проблема является одной из глобальных проблем сегодняшнего дня. Неправильное соотношение потребностей человека и ресурсных возможностей природы приводит к непоправимым последствиям. Поэтому необходимо с детства приучать детей любить природу и заботиться о ней.
Лагерь активно и плодотворно сотрудничал с такими социальными институтами, как сельская администрация, СДК, сельская библиотека. Были проведены такие мероприятия: День книги, День Российского флага и т.д.
Именно на это было нацелено районное мероприятие «Спаси планету!» организованное ЭКЛ «Сарыал». В районном творческо-экологическом конкурсе «Спаси планету» приняли участие 16 отрядов из 10 ЛОУ, ЛТО Мирнинского района и 4 ЦДО. Оценивание работ производилось по 2 номинациям: плакаты (18) и видеоролики (10). По итогам конкурса определены победители, вручены дипломы.
Как говорилось выше одной из целей работы лагеря было оздоровление и организация досуга детей, поэтому выделение экологического направления не означало отсутствия в содержании смены других видов деятельности, которые способствовали полноценному отдыху учащихся в летний период, но и они подбирались так, чтобы опосредованно формировать экологическое самосознание участников смены.
В день закрытия участники высказали свое отношение к проведенной смене в анкетах. Они были едины во мнении, что стали лучше понимать экологические процессы, трепетнее относиться к природе, узнали много нового о родном поселке. И у нас — педагогов — было чувство удовлетворения от работы, которая была проведена с пользой.
В следующем сезоне лагерь продолжит работу по программе. В планах участие в экспедиции совместно с к.б.н.Исаковой В.Г., сотрудником ИБПК СОРАН, выезд на природный парк «Живые алмазы Якутии» и использование его просветительского потенциала в воспитании экологического грамотного гражданина.
Начальник лагеря - Саморцева Н.Ф., педагог-организатор – Кычкина С.А.