Педагогический коллектив МБОУ «Политехнический лицей» в 2021 – 2023 годах реализует дорожную карту повышения методической и предметной компетенций по развитию и оценке функциональной грамотности обучающихся путем внедрения новой модели профессионального сотрудничества через организацию совместной работы по изучению теоретических основ и современных технологий.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации с целью профессионального определения и успешной самореализации личности в обществе.
Современные стандарты образования подразумевают, что человек развивает функциональную грамотность в течение всей жизни. В школе важно уделять внимание возможностям для саморазвития и самообразования обучающихся. Для того чтобы развить эти навыки у детей, учитель сам должен владеть ими на довольно высоком уровне. К роли учителя как информатора, дающего теорию, сегодня добавляется роль человека, ежедневно бросающего вызов. От преподавания — к изучению, от монолога — к интерактивному взаимодействию, от формулы «Учитель знает, чему учить» к формуле «Ученик выбирает, чему учиться».
Под руководством педагогов-наставников были сформированы творческие группы, которые через инновационные формы педагогического взаимодействия (мастер-классы, деловые игры, аукционы педагогических идей, квест, круглые столы «Формирование функциональной грамотности: от теории к практике») разрабатывали методические рекомендации для подготовки к независимой оценке качества образования международных и федеральных оценочных процедур.
Сетевой мост «Методика формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся» – традиционное районное мероприятие, которое организует лицей, – дает возможность педагогам обменяться опытом, представить лучшие практики, принять участие в дискуссионных площадках по актуальным вопросам современного образования.
В 2022-2023 учебном году в лицее для обучающихся 5-7 классов ведется курс внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности обучающихся», который состоит из 4 модулей: «Основы математической грамотности», «Основы читательской грамотности», «Основы естественнонаучной грамотности», «Основы финансовой грамотности». В начале и конце занятий каждого модуля проводится мониторинг, показывающий динамику развития. Каждый педагог, используя учебно-методические кейсы, имеет возможность погрузиться с учениками в решение практико-ориентированных задач.
Система методической работы образовательного учреждения способствует как непрерывному профессиональному росту учителя, так и развитию у детей целеустремленности, гибкости и нестандартности мышления, мобильности, информационной и коммуникативной культуры – ключевых компетенций ХХI века.
Ольга Петровна Алехина, заместитель директора по НМР
Елена Владимировна Порядина, руководитель кафедры
«Гуманитарные и социальные дисциплины»