Вряд ли кто-то в современном мире решает для себя дилемму: изучать или не изучать иностранные языки. Поскольку это совершенно очевидно. Глобализация и слияние культур начинает стирать границы, которые ранее существовали из-за разнообразия используемых человечеством языков. Сейчас знание иностранного языка становится необходимым условием как для воплощения профессиональных моментов в жизнь, так и для общения с другими людьми. Это знание открывает перед людьми дверь в мир, полный нужной полезной информации, интересных открытий и новых возможностей.
Это вполне по силам детям, которые обучаются в СОШ №12. Здесь можно научиться говорить на нескольких иностранных языках: английском, французском и немецком. Владение ими формирует умение вести диалог культур и знаний. Третий год в школе № 12 реализуется Программа развития, одним из основных направлений которой является подпрограмма «Создание полиязыкового пространства». В этой связи в школе в течение учебного года проходят различные мероприятия исключительно на иностранных языках.Их проведение не только углубляет знания детей в этих школьных дисциплинах, но и способствует расширению их общего кругозора, развитию творческого подхода и эстетического вкуса. Всем известно, что иностранные языки имеют большой потенциал, поскольку их изучение позволяет ребятам пользоваться им как средством межкультурного общения, инструментом приобретения новых знаний о мире.
В конце апреля в нашей школе были проведены интегрированные уроки, на которых ребята могли не просто изучать предметы школьного цикла в привычном им режиме, но и напрямую применить свои умения говорить на иностранном языке, обсуждая вопросы обществознания, литературы, математики, музыки и даже технологии.
Конечно же, идея проведения интегрированных уроков не нова, однако на практике она доказала свою эффективность и нужность.Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Принципы интегрированного обучения очень хорошо работают на достижение главной цели: развитие мышления учащихся, в том числе и творческого. И это можно было наблюдать на уроке в 5б классе, который проводился учителем английского языка Васильевой Сарданой Гаврильевной и учителем музыки Михайловой Светланы Викторовны. Ценным моментом этого урока являлось еще и то, что в нем присутствовал компонент, отражающий национальную музыкальную культуру Республики Саха. Дети познакомились с названиями национальных народных инструментов на английском языке, песенными жанрами и особенностями их исполнения. В конце урока им была предоставлена возможность поиграть на этих инструментах. По наблюдениям ученых, человек, который овладел иностранным языком, учится куда лучше распознавать звуки и в дальнейшем делает более заметные успехи в умении играть на музыкальных инструментах.Также доказано, что те, кто владеет несколькими языками, способны легче переключаться с одной задачи на другую и параллельно решать в уме несколько разных проблем. Кроме того, они быстрее и легче приспосабливаются к неожиданным изменениям обстоятельств. Наши ребята из 10а класса в полной мере подтвердили это, продемонстрировав свои умения не только решать математические задачи формата ЕГЭ, но и представлять их на английском и французском языках. Совершить замечательное «Путешествие с математикой в Европу» ребята смогли благодаря своим учителям Камозиной Ларисе Александровне, учителю математики, Измайловой Нине Яковлевне, учителю английского языка и Жалнову Олегу Петровичу, учителю французского языка. Присутствовавшие на уроке учителя из других школ выразили свои пожелания еще раз посетить подобные уроки.Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Убедиться в этом смогли те, кто присутствовал на уроке обществознания и английского языка в 11б классе и уроке литературы и немецкого языка в 5б классе. По-детски застенчивые пятиклашки, делающие первые шаги в освоении немецкого языка, рассуждали о добре и зле на примере сказки «Гензель и Гретель», а помогали им в этом Дугарцыренова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы, и Кириченко Любовь Юрьевна, учитель немецкого языка. Одиннадцатиклассники чувствовали себя абсолютно уверенными и легко вели диалог по-английски на равных с Татьяной Климовной Ольховой, научившей их блестяще владеть этим языком, и Татьяной Максутовной Илюшкиной, которая научила наших выпускников аргументированно высказывать свое мнение о законах развития общества.Форма проведения интегрированных уроков может быть нестандартной и увлекательной. На этих уроках у ребят появляется шанс для самореализации, самовыражения. Проведение урока технологии на английском языке для четвероклассников, где они учились делать пасхальные поделки, также знакомило их с традициями и обычаями той страны, язык которой они изучают в школе углубленно. Идея этого интересного урока появилась у учителя английского языка Тарасовой Ирины Николаевны и учителя начальной школы Фомкиновой Арины Ардыновне.Стоит отметить, что по своей сути, школьный предмет «Иностранный язык» является интегрированным. Интеграция предполагает связь между предметами и предлагает учащимся знания во многих областях науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни.И этот процесс совместной работы педагогов и обучающихся является взаимообогащающим и способствующим плодотворному сотрудничеству и постоянному развитию.
Е.И. Проскурина,
заместитель директора
МАОУ «СОШ № 12»
по английскому языку