МРУО

RSS
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

» » Когда память подводит

Когда память подводит

С каждым такое случается: нужная информация всё время «вылетает» из головы, её невозможно запомнить. А дети постоянно сталкиваются с проблемой сложного «зазубривания» школьного материала. Особенно это касается русского языка, ведь здесь логика помогает далеко не всегда, очень часто нужно просто выучить словарные слова, исключения из правил, да и сами правила!
Что же делать в таких случаях? Собственно, способы легкого запоминания информации знали всегда, просто их не систематизировали и не называли умным термином «мнемотехника». Знаете веселый стишок «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленки»? Здесь первые буквы слов соответствуют первым буквам названий падежей русского языка. Так вот, это один из вариантов запоминания информации. Чем абсурднее и смешнее текст вы составите из первых букв нужных вам слов, тем быстрее он запомнится!
Это происходит потому, что наша память с трудом запоминает абстрактные слова, но легко запоминает образы и эмоции. Мы мыслим картинками, а не текстами. Попробуйте представить яблоко. Оно будет зеленым или красным, большим или маленьким, даже кислым или сладким, кто-то почувствует аромат, кто-то увидит его на дереве, а кто-то в тарелке… Но никто не увидит текст «яблоко»! Запоминать словарные слова очень сложно, особенно детям. Поэтому учителя начальных классов часто просят детей рисовать словарное слово, выделять орфограмму особым цветом. Этот приём помогает легко освоить правописание.
А еще гораздо легче новую информацию усвоить с помощью уже имеющейся. Ассоциации – это своего рода «крючки», которые способны «подтянуть» новые для нас данные. Для того, чтобы запомнить какой-то сложный цифровой код (номер телефона, дату рождения, адрес и т.д.) можно, например, вспомнить уже имеющийся в памяти и каким-то образом связать старое с новым. Дни рождения можно запомнить так: это за неделю до… или ровно через месяц после… Детям с их бурным воображением цифры легко запоминать в виде образов. Тройка похожа на пружину, двойка на лебедя. Число 32, например, можно представить в виде… игрушечного лебедя, подвешенного на пружине!
Только с ассоциациями - поаккуратнее! Когда я пошла в музыкальную школу, нужно было выучить названия нот, а также где они располагаются на нотном стане. Мама предложила представить ноты птичками, которые сидят на проводах. Эта ассоциация помогла мне быстро запомнить все ноты! Но как только я садилась за пианино, я видела… птичек! Я представляла, какие они пушистые, черные, они прилетали и улетали… Но абсолютно не слышала звук, который обозначает нота и с трудом понимала, какую клавишу надо при этом нажать. В данном случае лучше бы было связать ноту со звуком, а не с картинкой, или – если с картинкой – то с клавиатурой.
Очень хороший пример мнемотехники – игра в «Что? Где? Когда?». Моя ученица 9 лет никак не могла запомнить, как определить склонение имени существительного. На помощь пришли детская юла со стрелочкой внутри и карточки разного цвета. С нижней стороны были написаны названия склонений (1-е, 2-е или 3-е), а сверху, где видно – либо морфологические признаки (например, для 1 склонения – мужской/женский род, окончание -а, -я), либо слово, которое обозначало какого-то члена семьи (мама, папа – для 1 склонения, сын, дитё – для 2-ого, дочь – для 3-его). Карточки 1 склонения были красного цвета, 2 склонения – синего, а 3 склонение – желтого, но я не акцентировала внимание ученицы на это, чтобы она сама в конце занятия сделала этот вывод и связала все признаки вместе.
Девочка крутила юлу и определяла склонение по определенным морфологическим признакам существительного. Подсказку она могла увидеть на обратной стороне карточки. Если ответ был неверным, эта карточка возвращалась на свое место, чтобы была возможность еще раз повторить правило. Были задействованы ассоциации с цветом, с конкретными словами (члены семьи), в итоге за 45 минут моя ученица научилась безошибочно определять склонение любых существительных!
Приемов мнемотехники бесконечное множество, если столкнулись с проблемами запоминания – можете познакомиться с ними, например, вот здесь https://bukva.info/blog/top_10_priemov_mnemotekhniki. На серьезном лингвистическом справочно-информационном портале ГРАМОТА.РУ, над контентом которого работают ученые, есть страничка «запоминалки» http://gramota.ru/class/memos/, где можно найти много веселых стишков на правила русского языка для их легкого запоминания.
Ломтева Надежда Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №3»


Просмотры: 895 Комментарии (0)
  • Комментарий
  • Вконтакте
  • Facebook


Итоговая аттестация
Информационная безопасность
Поздравляем!

Праздники России

Архив новостей
Апрель 2024 (40)
Март 2024 (55)
Февраль 2024 (39)
Январь 2024 (26)
Декабрь 2023 (24)
Ноябрь 2023 (38)
Партнёры:



Администрация МО "Мирнинский район"


]]>

]]>
Карта сайта


Полезные ссылки



Новости образования

-->
©  МРУО 2011 год   МИРНИНСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

678171, Республика Саха (Якутия), г. Мирный, ул.Солдатова, 4а. Тел.:+7(411-36)4-54-60, факс:+7(411-36)4-50-73 mruo@mruo.ru