27 января 2024 года состоялось очередное заседание КМЦ «Инновационная культура педагога» на базе СОШ №24. Технические сложности не позволили всем желающим принять участие в работе, тем не менее, на встрече в формате очно и онлайн присутствовало 42 педагога школ № 5, 19, 23, 24 и 26.
Тему заседания «навеяли» мои недавние КПК на платформе «Инфоурок» по теме «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе», один из разделов которых был посвящен умению педагога анализировать свой урок. Как администратор со стажем и педагог с большим стажем, я знаю, как сложно это умение формируется, и не всегда педагоги осознают его мощный потенциал, а материал курсов был очень понятным и систематизированным, что не требовало «изобретать велосипед», но вызывало желание поделиться.
Перед заседанием был проведен опрос среди педагогов ОО района, результаты которого позволили подтвердить актуальность темы и тот факт, что самоанализ как инструмент педагогической деятельности не до конца используется в повседневной практике. Всего в опросе приняли участие 92 педагога, среди которых 37% - педагоги со стажем 20лет и более; 11% - со стажем 16-20 лет, 21% - со стажем 11-15 лет, т.е. почти 70% педагогов достаточно долго находящихся в профессии. Почти 86% считают обязательным умение проводить самоанализ, но лишь 34% подтвердили, что делают это регулярно. И большая часть респондентов считает ,что, в целом, владеет средним и допустимым уровнем самоанализа.
В научно-методической литературе термин «самоанализ» рассматривается с различных точек зрения. И как уровень понимания учителем общих задач, стоящих сегодня перед системой образования, и как оценка педагогом уровня своих профессиональных компетенций. Он может являться средством самозащиты учителя, прежде всего, психологической; саморазвития педагога и повышения качества своей работы. И при этом быть показателем педагогического мастерства. В ходе работы участники встречи пришли к выводу, что каждое из этих определений самоанализа есть одна из его составных частей, а при попытке ранжировать их, все согласились, что на первое место поставили бы уровень понимания учителем общих задач, стоящих сегодня перед системой образования и средство повышения качества своей работы.
В формате лекции участникам напомнили, что в ходе грамотного самоанализа учитель может выявить свои сильные и слабые стороны, определить причины «слабости» и траекторию ее преодоления. А качественно проведенный самоанализ способствует формированию и развитию различных профессиональных и личностных компетенций:
Во-первых, формируется грамотная профессиональная речь. В ходе самоанализа учитель проговаривает цели и задачи, последовательность урока, применяемые педагогические инструменты, особенности своей деятельности и деятельности обучающихся. При этом он пользуется профессиональной терминологией.
Во-вторых, формируется профессиональное самосознание. В ходе самоанализа учитель объясняет, благодаря каким формам, методам, видам деятельности решались конкретные задачи.
В-третьих, формируются умения составлять четкий план своей деятельности.
В-четвертых, формируются умения прогнозировать результат, предвидеть проблемные ситуации, заранее определять варианты их решения.
Подводя итог, участники верно определили цели встречи: убедить педагога активно использовать эффективный инструмент – самоанализ урока. И начать с себя: выполнить на основе предложенных практических рекомендаций подробный самоанализ одного из своих уроков и предоставить его как образец в рамках распространения и обобщения опыта.
Зам.директора по УВР МАОУ «СОШ №24»
Гарькавая Е.Ю.